Работа со Стихиями в традиционной культуре
С.Н. Терёшкин, к.филол. н., Гранд доктор философии в области психологии, профессор МУФО
С древнейших времен человека интересовал вопрос: «Что лежит в основе мироздания?» Мудрецы разных культур, в разные эпохи отвечали на этот вопрос практически одинаково: в основе мира лежат какие-то первоначала или первоэлементы, или Стихии. И сами эти Стихии, как «простейшие начала» были выделены одни и те же: Земля, Вода, Дерево, Огонь, Воздух. Человек, как часть окружающего мира, также состоит из этих первоначал. Как? Системы органов связаны с энергией определенной Стихии. Какие знания и умения контакта со Стихиями дошли до нас из традиционной системы наших предков? Что полезного мы можем найти в этих знаниях в ХХI веке?
Древний человек во многом зависел от природных сил. И в борьбе за выживание он не только стремился защититься от иногда враждебных и агрессивных воздействий окружающей среды, но и наладить связь с теми силами, которые, как он полагал, сверкали молниями, заставляли греметь гром, вызывали засуху и пожары, дожди и наводнения. Наивысшее искусство гармоничного сочетания жизни человека с природными Стихиями выражается в умении дружить и управлять силами Стихий.
Впервые о народных методах работы со Стихиями я услышал от своей мамы. Много удивительных историй о способностях, которыми владел ее дед, мой прадед Алексей Петрович, рассказала мне мама. Мой прадед был и церковный староста, и народный целитель. Лечил не только людей, но и животных, мог даже общаться с ними. А еще он умел управлять природными Стихиями. Был такой случай. Мама с сестрой и дед переплывали через реку на лодке. Налетел ветер, и начались волны. Маленькие девочки испугались и заплакали. А дед достал нож, зажал его между коленями и продолжал грести. И дальше лодка поплыла как по маслу, вокруг волны, а их даже не качнуло! Зимой, в мороз и вьюгу Алексей Петрович выйдя из дома, как-то складывал руки, и ветер начинал дуть ему в спину, помогая дойти к амбару. Затем, взяв что нужно, он снова что-то делал руками, и ветер опять менял направление, дул ему в спину, помогая вернуться домой. И делал подобные вещи не какой-то великий лама или факир, а простой сибирский мужик!
Основные положения, «ключи» к работе со Стихиями я получил не от заморских Учителей, а нашел в нашей культуре, в русской народной медицине. В 80-е годы, будучи аспирантом, я много раз бывал на Кольском полуострове, в Сибири, Финляндии. Несколько раз останавливался в шаманской семье. Много лет я по крохам собирал уходящие знания по народной медицине и магии. Постепенно эти знания складывались в удивительную систему, в которой сознательная работа с природными Стихиями занимала очень важное место. Методики работы со Стихиями я преподаю с конца 80-х годов.
Каждая Стихия активизируется в определенный сезон. Например, в сезон Лето активизируется Стихия Огонь. А в организме человека нагрузка приходится на сердечно-сосудистую систему. Не случайно сердечники плохо переносят жару, а на начало июля приходится пик инфарктов. Кроме того, летом в организме накапливается «жар», являющийся в этномедицине причиной многих заболеваний. Самым магическим периодом в году является Купальский период. Особенно сильна ночь на Ивана Купалу. Об обрядах и ритуалах Купальского периода мы писали в предыдущем номере.
Остановимся на одном из ритуалов, который мы проводим во время
наших летних семинаров. Этот ритуал также полезно проводить в летне-осеннее межсезонье и осенью. Ритуал называется «Практика огнеходства», во время которого происходит физический контакт со Стихией Огонь. Традиция огнеходства известна во многих культурах – на Ближнем и Дальнем Востоке, в Европе, Африке, у коренных жителей Америки и у народов Крайнего Севера.
Для чего же существуют подобные практики? Только ли для того, чтобы показать возможности жрецов или факиров? Если практика огнеходства передается из поколения в поколение и выполняется в виде ритуала, то, возможно, за ней скрыты более важные задачи, чем факирские представления.
Семинары по огнеходству в последние годы проводят многие «гуру». Но раньше такие знания и умения принадлежали касте жрецов, которые понимали и хранили эзотерическую сторону ритуалов. Практиками огнеходства я занимаюсь с середины 80-х годов. Но только в последние годы начал понимать, какой в них заложен глубокий смысл.
Во-первых, очевидна психологическая польза. Преодолеть свой страх, вступить на раскаленные угли – это значит победить себя! Поверить в свои силы!
Во-вторых, любой человек, прошедший по углям, может заметить появление жжения, горячего покалывания на подошвах ног. Это покалывание может продолжаться и один час, и всю ночь. А что из себя представляют ступни ног? На них находятся рефлекторные зоны, связанные с внутренними органами. Горячее покалывание на ступнях после практики огнеходсива активизирует рефлекторные зоны. Это в свою очередь положительно воздействует на внутренние органы. Известно, что восстановление организма происходит во время активности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Например, восстанавливаемся мы ночью во время сна, когда кровь отливает от мышц и приливает к внутренним органам.
Для выполнения какой-либо работы требуется напряжение мышц, или концентрация сознания. Происходит активизация симпатического отдела вегетативной нервной системы. Чем сложнее работа, тем большего сосредоточения она требует. Вспомните, как спортсмен готовится перед стартом. Практика огнеходства также требует мобилизации всех сил организма и мощной концентрации внимания.
Летом 2004 года на семинаре «Посвящение в огнеходство» нами впервые был проведен следующий эксперимент. В целях оценки вегетативного тонуса у участников семинара было замерено давление и частота сердечных сокращений за час до прохождения по углям, затем, сразу же после прохождения по углям и третий замер был сделан через час после прохождения. Оценка вегетативного тонуса в физиологии известна как расчет индекса Кердо (методы и результаты исследования вегетативного тонуса во время наших экспериментов изложены в опубликованных научных статьях и приведены в книге.).
Наши исследования – первые исследования изменения вегетативного тонуса в практике огнеходства, показали, что во время прохождения по углям происходит резкая активизация симпатического отдела вегетативной нервной системы. Но в течение часа вегетативный тонус возвращается в исходное состояние, причем, иногда наблюдается некоторый сдвиг в сторону парасимпатики, то есть включается процесс восстановления. Поскольку после практики огнеходства включается процесс восстановления, становятся понятны некоторые случаи «чудесного исцеления» после прохождения по углям: от простуды и насморка, до прекращения болей в суставах и позвоночнике, язвы желудка, различных воспалительных процессов, избавления от депрессий и т. д.
Но возможности практики огнеходства на этом не заканчиваются. В некоторых случаях происходят «чудесные исцеления». Но это далеко не всегда. Сознательно мы настраиваемся только на прохождение по углям. А дальше организм работает сам. И насколько хватит у него сил, настолько и произойдет процесс восстановления. Можем ли мы продолжить сознательную работу с организмом после огнеходства? И если можем, то как? Методы восстановления организма после практики огнеходства мы подробно разбираем на наших семинарах. Более двадцати лет назад я начал заниматься упражнениями Тай цзи цюань. Но только после опыта работы с энергиями Стихий, понял «внутренний» смысл этих упражнений. Всего пять простых базовых упражнений выполненных в определенном состоянии с удержанием внимания на контакте с энергией нужной Стихии, способствуют гармонизации энергии организма с энергиями окружающего мира – Стихиями. Особенно полезно выполнять упражнения на гармонизацию после практики огнеходства – мы естественно распределяем энергию Огня по всему организму, что способствует его восстановлению, подъему иммунитета и общей энергетики организма, повышению работоспособности.
Но практика огнеходства летом способствует накоплению в организме «жара». Что может привести к перегрузке сердечно-сосудистой системы. Этот «жар» мы можем нейтрализовать «холодными» средствами (см. «Осень» 2005г.). Поскольку летом у нас нагрузка на системе «Сердце», после огнеходства, на фоне активизации рефлекторных зон на подошвах ног, мы можем не только нейтрализовать «жар», но и снять нагрузку с системы «Сердце». Этому способствует специально приготовленный состав, относящийся в тибетской рецептуре к разряду лечебных «чан». Одним из компонентов этого состава является Боярышник (Grataegus sanguinea Pall), который имеет «холодную» природу во II степени и употребляется при заболеваниях сердца. На Руси близкими к «чану» напитками являются квасы.
В сезон Осень после практики огнеходства полезны составы с направленным действием на систему «Легкие». В переходный летне-осенний период мы используем составы обладающие мощным восстановительным действием. Участники семинаров неоднократно отмечали удивительный эффект от совмещения практики огнеходства с выпивавнием маленькими глотками вкусного, охлажденного, полезного «чана». Таким образом практика огнеходства на наших семинарах выполняется на уровне нового мощного ритуала, в процессе которого происходит воздействие на организм физическим методом – горячие угли активизируют рефлекторные зоны на подошвах ног. И, во-вторых, химическим – введением в организм «чана», нейтрализующего «жар» и восстанавливающего работу сердца.
Статья опубликована в журнале «Времена года. Время Осени» 2006 г.