Tereshkin.ru@list.ru

Главная Библиотека Статьи Популярные статьи Основы этномедицины: Магия Купальского периода

Основы этномедицины: Магия Купальского периода

  С.Н. Терёшкин, к.филол. н., Гранд доктор философии в области психологии, профессор МУФО

Удивительное слово – Магия. И как много вокруг него споров и дискуссий. Кому-то оно нравится и кто-то пытается разобраться в магических знаниях. Кто-то изначально отвергает Магию, забывая, что это часть нашей культуры. Давайте попробуем разобраться, может ли современный, образованный человек взять для себя что-то полезное из древней системы знаний – Магии.

Что же это такое – Магия? Как она возникла? Когда? Наверно, в те времена, когда наш далекий предок пытался выжить и познать окружающий мир. А весь мир для него был населен какими-то таинственными силами, способными греметь и сверкать молниями, обрушить потоки воды и спалить все жаркими лучами солнца. Так появились Духи и Боги природы, стихий. Человек пытался с ними договориться, задобрить жертвоприношениями.

Мир древнего человека был населен многими Богами. В науке этот период называется политеизм, или период многобожия. И чем больше человек осваивал окружающий мир, тем больше сверхъестественных существ и понятий приходилось вводить в обиход для выживания в окружающем мире. В конце концов, разных Богов, духов и т.д. появилось так много, что даже специалистам: жрецам, волхвам, служителям культов стало трудно их всех помнить, ублажать жертвоприношениями и т.д. И в истории начался переход к новому этапу отношений с непонятными, сверхъестественными силами – монотеизм, или единобожие. В некоторых культурах этот процесс продолжается до сих пор. Например, в Тибете государственной религией является Буддизм в форме Ламаизма. И он прекрасно уживается с древней религией Бон, в которой до сих пор поклоняются многим Богам и духам, олицетворяющим силы природы.

Итак, формирование магии, как системы знаний, относится к глубокой древности. К тому периоду, когда человек, наблюдая за окружающей природой, пытался установить взаимосвязь между природными явлениями и событиями в жизни, здоровьем человека, его состояниями, физической силой, творческими способностями и т.д. И с другой стороны, попытки сознательного влияния на стихии природы были важнейшей задачей для выживания древнего человека. Мы не будем долго останавливаться на том, как складывалась эта удивительная система отношений: человека с природными стихиями. Хочется только подчеркнуть, что Магия, как древняя система знаний, сложилась из наблюдения за окружающей природой. И заниматься этим могли специально обученные люди. Так складывалась каста жрецов – хранителей и продолжателей знаний.

Так было во всех культурах. И для простого человека эти знания становились какими-то таинственными, закрытыми, герметическими, магическими. Позже, с приходом новой религии – монотеистической, старые политеистические отношения начинают преследоваться и уничтожаться. Но древние знания были настолько важны для человека, живущего на данной территории, что никакие методы инквизиции не смогли их искоренить до конца. Хотя потеряно очень много. До нас дошли только названия древних книг, в которых была изложена магическая система. Это такие книги, как: «Волховники», «Целебники», «Колядники», «Чародейные травники» и др. Кое-что об этих книгах можно прочитать у таких исследователей и собирателей русской традиционной культуры, как А.Афанасьев, В.И.Даль, А.С.Ермолов, А.А.Коринфский, Н.И.Толстой, Б.А.Рыбаков и др.

Уникальные книги древней культуры сжигались возами, иногда вместе с хозяевами, а собиратели трав, как пишет А.А.Коринфский, в XVI – XVII веках преследовались наряду с закоренелыми преступниками. Но знания передавались устно из поколения в поколение, от жреца к ученику. Эти знания — неотъемлемая часть культуры всех индоевропейских и финно-угорских народов. Эти знания, возможно, часть знаний какой то древней нордической цивилизации. У всех народов Севера Европы, и даже далее за Урал, есть одинаковые этнографические праздники, связанные с астрономическими явлениями.

Одним из важнейших дней в году является 22 июня – День Летнего солнцестояния. После этого дня у многих народов начинается удивительный период – период народных гуляний, с кострами, хороводами, с магическими ритуалами. Главный праздник этого периода – День Иоанна Крестителя, народные названия: Иванов день, День Ивана Купалы, День святого Яна и т.д. По разным календарям празднуется 25 июня или 7 июля. Расхождения в датах не так важны. Важно, что начинает происходить в этот период. 25 июня – Летний солнцеворот. День начинает убывать, с 25 июня «Солнце на зиму, лето на жару».

В этот период в магической системе была отмечена склонность человека к необычным психическим состояниям. Человеку могут открываться всякие видения: то Лешего встретит, то Полевика, то Домовой вдруг появится. А к голодному году крестьянам виделись разные знамения: то мыши бегают по гумнам, то волки бродят, то земля жалобно стонет.

Итак, эмпирически было замечено, что в этот период психика человека склонна к видениям, т.е. к галлюцинациям. То есть люди в этот период наиболее внушаемы. Об этом следует помнить в первую очередь тем, кто занимается бизнесом, кому надо подписывать контракты, договора. Помните, что в этот период вы более внушаемы. И есть опасность, что вам легче навязать невыгодные условия. Поэтому будет особенно важно себя контролировать на серьезных встречах. С другой стороны, ваши конкуренты тоже открыты и внушаемы. И если вам надо, достаточно немного прибавить усилий и концентрацию внимания, чтобы убедить человека в том, что выгодно вам.

Период этот магический еще и потому, что состояние здоровья человека, его настроение, его желания склонны повторяться до следующего Зимнего солнцеворота. На этом основана техника магического поведения и перепрограммирования человека. С одной стороны, не стоит общаться сейчас с теми, кто будет склонять вас к алкоголю, нехорошим поступкам, криминалу. С другой стороны, если вы сами сильны и психически устойчивы, вы можете помочь кому-то из ваших близких выйти из дурной компании, пьянки и т.д. Например, убедите мужа или друга сходить в театр, даже если он вас тянет в ресторан. Увезите на выходные за город, в поход, на природу, лишите его общения с кампанией, где пьют пиво, водку и т.д. Люди сейчас внушаемы. Постарайтесь убедить как интересно вести здоровый образ жизни, заниматься духовным развитием. Запрограммируйте человека сейчас, и на ближайшие полгода у него будет внутренняя тяга к тому, чем он занимался в Купальский период.

Это древнее магическое знание – сделать нужное действие в нужный момент. Хотя многие направления современной психологии заново переоткрывают эти магические психотехники.

Следующая вещь, на что обратили внимание наши предки – необычные свойства растений в этот период. Растения очень сильные, «лютые». Не случайно в народном календаре даже отмечен день – 6 июля – «лютые коренья». На самом деле это целая система работы с растениями. У многих народов Европы одним из самых магических растений считалась крапива. Наверно, многие вспомнили сказку Андерсена «Дикие лебеди». В этот период крапиву использовали в банях. Во-первых, крапивой парились. Для этого веник из молодой крапивы надо хорошо распарить. Во-вторых, как метод ввода действующего вещества в организм, использовали «сухую возгонку». Для этого достаточно бросить веточку крапивы на камни. Вы сразу почувствуете запах крапивы. Подышите им. Крапиву и «лютые коренья» в бане использовали для омоложения организма.

В купальский период, указывается, ведьмы становятся очень сильны. Магическая система не только предупреждает об опасности, но и подсказывает как защититься. Для защиты используется та же крапива. Достаточно пучок крапивы повесить в помещении, где вы живете. Лучше на окно. Крапива будет сохнуть и отгонять всякую нечисть. А поскольку на Руси под нечистью понимали всякие неприятности, болезни, ослабление организма, понятно, что фитонциды и прочие летучие компоненты, выделяемые крапивой, в этот период работают на подъем иммунитета.

Мы не будем в данной статье разбирать магическую работу с другими растениями этого периода: папоротником, полынью, белой кувшинкой, желтой кубышкой и др.. Достаточно вспомнить народные названия некоторых растений: Сон-трава, Одолень-трава, Разрыв-трава, Приворот-трава, Прикрыш-трава. В самом названии травы дается направление магической работы. О каждой из них можно много написать, вспоминая древние легенды.

Но необходимо вспомнить еще одно направление магической работы в этот период. У многих народов в этот период совершались ритуалы, связанные с огнем, с костром. Чисто внешне – игры, хороводы вокруг костра, прыжки через костер, хождение по углям. Почему в этот период? Начинается новый период в жизни человека. «Солнце на зиму, лето на жару». День становится короче. Происходят изменения в организме человека: меняется гормональный фон, вегетативная активность, психические состояния. В прошлый период у человека могли быть какие-то неприятности, болезни. Задача – не допускать повторения этих неприятностей и болезней в новом периоде. Значит, с тем, что было надо оборвать связь. На помощь приходит огонь, костер. Свойство огня – сжигать, пережигать негативную связь. Этому способствуют ритуальные прыжки через костер. Перепрыгнуть и оставить в прошлом все негативное, оборвать связь. Кто был на наших занятиях, помнит, как эффективно работать со свечкой. Пережигание негативных связей между людьми, событиями, чистки помещений, защита от негативных воздействий. По народной магической традиции в купальских кострах мамы сжигали одежду, в которой ребенок болел, тем самым обрывая связь между болезнью и ребенком. Конечно, никто сейчас сжигать одежду не будет. Достаточно провести энергетическую чистку.

Много еще удивительных ритуалов связано с купальским периодом и ночью на Ивана Купалу. Все они полезны для здоровья человека, его работы, его развития. Ничего сложного, таинственного и негативного в магических ритуалах купальского периода нет. Более того, если посмотреть на традиционную культуру, Магия была образом жизни наших предков. В данной статье хотелось хотя бы в двух словах коснуться того рационального и полезного, что накоплено многовековым опытом наших предков, и что принято называть удивительно красивым словом – Магия.

Всех, кто хочет более подробно познакомиться с народными обычаями и обрядами Купальского периода, с пищевыми ритуалами, работой с растениями – «Лютыми кореньями», приглашаем на семинар, который будет проходить в нашем Центре в июне.

Кто интересуется работой с энергиями Стихий и, в частности, с огнеходством, приглашаем на наши выездные семинары, которые проводятся в течение лета.

Статья опубликована в В журнале «Времена года. Время Лета» 2006 г., с. 18-20.

Наши мероприятия