НОВЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ ЭТНОМЕДИЦИНСКИХ ТЕКСТОВ.ЗАДАЧА ОБРАТИМОСТИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 2004г
Иванов А.И., Терешкин С.Н. (Санкт-Петербург)
Новый подход к анализу этномедицинских тектов. Задача обратимости биологических процессов
В настоящей работе изложено развитие найденных нами результатов и опубликованных в [10], [11], [12] и др. Изложены новые результаты исследования авторами этномедицинских источников, содержащих сведения об обратимости биологических процессов, в частности, процессов старения организма.
В качестве объекта исследования нами выбраны биологические процессы, которые принято считать необратимыми. Действительно, известно, что любой необратимый процесс в термодинамике в общем виде можно записать, воспользовавшись законом Клаузиуса:
(1)
где dS – приращение энтропии,
dQ – приращение теплоты (энергии), получаемой системой,
Т – температура, либо какая-либо другая энергетическая характеристика системы.
Вместе с тем, известно, что в отдельных случаях выражение (1) может быть записано, как
═ (2)
В частности, И.Пригожиным доказано, что в биологических системах могут осуществляться процессы, описываемые выражением (2). Доказательство, найденное И.Пригожиным, заинтересованный читатель может найти в книге [14].
В целях полноты изложения уточним, что еще Клаузиус в 1826 г. в работе [15. С. 363] указал на возможность существования случаев, в которых неравенство (1) можно записать равенством:
═ −− (3)
где S – энтропия конечного состояния,
– энтропия начального состояния,
N – величина, определяющая некомпенсированное преобразование (по Клаузиусу).
В настоящее время И. Пригожиным в работе [16] найдено построение современного формализма в основу которого положено разложение измененной энтропии в сумму двух слагаемых:
═+, (4)
где — изменение энтропии, обусловленное обменом веществом и энергией с внешней средой,
— изменение энтропии, обусловленное некомпенсированным преобразованием, то есть необратимыми процессами внутри системы.
В качестве объекта исследования нами выбран процесс старения человеческого организма. Выбранный объект порождает проблемную ситуацию. С одной стороны, принято считать, что процесс старения человеческого организма необратим, а, значит, может быть описан выражением (1). С другой, И. Пригожиным доказано, что существуют условия, при выполнении которых отдельные необратимые процессы могут стать обратимыми.
В целях полноты изложения приведем историческую справку. Известны случаи, в которых было доказано, что длительное время считавшиеся необратимыми процессы на самом деле оказывались обратимыми. Например, результатом того, что в 1824 г. С. Карно доказал обратимость некоторых термодинамических процессов, стало создание двигателя внутреннего сгорания.
В нашем случае, так как объектом исследования является процесс человеческого старения, возникает вопрос о том, является старение процессом обратимым или необратимым.
Сформулируем противоречие: с одной стороны, принято считать, что процесс старения является процессом необратимым, то есть может быть описан выражением (1). С другой, И. Пригожиным доказано, что существуют условия, при которых процесс можно описать использованием выражения (2). В целях полноты изложения выполним другую формулировку того же самого найденного противоречия. С одной стороны, мы не располагаем современными сведениями о достоверной фиксации инверсии возрастных изменений. С другой стороны, нам известно, что имеются исторические источники, считающиеся в современном востоковедении авторитетными трактатами, в которых изложены не только многочисленные указания на возможность инверсий возрастных изменений, но и отдельные указания на существование решений прикладных задач обратимости процессов старения.
Сформулируем цели исследования.
- Найти переводы на русский язык исторических документов по этномедицине, содержащих сведения о процессе старения человеческого организма и возможностях его регуляции.
- Выполнить реферативное изложение фрагментов источников, содержащих сведения о возможностях и методах создания систем управления, применение которых направлено на решение задачи целенаправленного замедления процессов старения, вплоть до их реверсирования.
В процессе достижения изложенной цели мы воспользовались доступными переводами на русский язык текстов с санскрита, древнекитайского и тибетского языков. В результате нами были отобраны только такие тексты этномедицинского содержания, которые, по мнению отечественных и зарубежных востоковедов, считаются классическими. Такими классическими текстами, согласно утверждению отечественных и зарубежных исследователей (Е.П. Островская, В.И. Рудой, Б.В. Мартынов, Радхакришнан и др.), являются «сутры», «упанишады», «самхиты» и т.д. Например, «“Йога-сутры” Патанджали и “Вьяса-бхашья”» [1]. Известно, что в русском переводе упомянутый трактат издан под тематическим названием «Классическая йога». В качестве источника по древнекитайской медицине нами выбран текст «Хуан-ди нэй цзин» или «Трактат Желтого императора о внутреннем» [2]. По утверждению переводчика Б. Виногродского, напечатанному в предисловии к переводу, указанный трактат является самым древним из доступных. Там же напечатаны сведения о том, что задача датировки трактата до сих пор не решена. Принято считать, что трактат написан во времена правления императора Хуан-ди, т. е. ок. XXVI в. до н.э. [2. С.4]. В целях расширения сведений по древнекитайской медицине, дополнительно нами изучен трактат «Баопу цзы» [3], написанный Гэ Хуном и датируемый прблизительно 320 г. н. э.
В качестве источника сведений по древнетибетской медицине нами выбран трактат «Чжуд-ши» [4], считающийся каноном тибетской медицины. Трактат написан ок. XII в. В некоторых изложениях трактат назван «Экстракт амриты – восьмичленная тантра тайных устных наставлений». В предисловии к русскому переводу помещены сведения о том, что частично содержание трактата заимствовано из древнеиндийских и древнекитайских источников.
Нами найдено, что в отдельных трактатах, в основном древнеиндийских, в целом не этномедицинского содержания, нередко содержатся отдельные сведения, которые можно интерпретировать как этномедицинские. По нашему мнению, весьма часто такие сведения содержатся в работах, ориентированных на изучение теории и практики йоги. Перечислим некоторые из них.
В книге «Упанишады йоги и тантры» [7] собрано одиннадцать «упанишад». Содержание некоторых из них предметно ориентировано на изучение практики йоги, как науки о теории управления человеческим организмом и прикладной физиологии. По нашему мнению, к таким «упанишадам» можно отнести «Йога-кундалини упанишаду» и «Йога-таттва упанишаду». В сборнике классических древнеиндийских текстов, вышедшем под названием «Путь Шивы» [8] напечатаны переводы девяти трактатов. В некоторых из них нами найдены сведения по этномедицине. В частности в «Гхеранда самхите», «Хатха-йога прадипике» и «Шива самхите».
По нашему мнению, особое место среди переводов исторических документов занимает трактат «Чарака самхита» [6], который считается одним из самых древних, дошедших до наших дней, древнеиндийских трактатов. Согласно одной из датировок «Чарака самхита» написан ок. IV в. до н.э. – II в. н.э.
Продолжим процесс достижения озаглавленной цели. Приведем фрагменты из обозначенных выше источников.
«Расаяна восстанавливает юность, жизненную силу, проницательность (medha) и способна удалять болезни» [6. С. 221].
«Наклоняя шею к груди, должно установить твердо мысль – этот замок, называемый Замком Петленосца, побеждает смерть, как слона гривастый лев».[7. С.109]
«Вниз головой, вверх ногами может пребывать мгновение первый деньи на несколько мгновений увеличивая изо дня в день, пусть упражняется. Тогда морщины и седины в три месяца исчезнут» [7. С.110].
«Кхечари уничтожаются на земле недуг, старость, смерть» [7.С.138].
«Морщины и седые волосы исчезнут, несомененно» [7. С.140].
«Обретением самадхи бессмертия йогины достигают» [7.С.144].
«Тебя не поразят ни старость, ни лихорадка» [8.С.16].
«Практикующий уддияну-бандху побеждает смерть» [8.С.22].
«Постоянной практикой этой мудры болезни и смерть побеждаются» [8.С.24].
«Тот, кто постоянно выполняет Мандуки-мудру, не знает ни морщин, ни старости, но обладает вечной юностью и волосы его не седеют» [8.С.26].
«Йогин, направивший Прану вниз и Апану вверх, становится подобным 16-летнему юноше, даже если он был стариком» [8.С.52].
«Это Маха Ведха, дающая великие силы – Сиддхи. Она устраняет морщины и седые волосы – признаки старости» [8.С.56].
«Он контролирует Прану при практике Йоги, свободен от недугов, живет долго, сохраняет тело прекрасным и нежным, как стебель лотоса» [8.С.57].
«Уддияна – тот лев, который убивает слона смерти. Тот, кто постоянно практикует Уддияну, как учит его Гуру, становится молодым, даже если он старик» [8.С.58].
«После шести месяцев морщины и седые волосы исчезают. Тот, кто практикует это по три часа ежедневно, побеждает смерть» [8.С.59].
«Практикой достигается высшее сознание йоги, успех в мудрахи пранаяме
и победа над смертью»[8.С.91].
«Не пройдет и шести месяцев, как практикующий это победит смерть»
[8.С.92].
«Мула-бандха побеждает старость и смерть» [8.С.93].
«Если человек не отходит от пути-дао, то, несмотря на старость, телесная форма его сохраняется полностью, и даже если ему много лет, он способен иметь детей» [2.С.25].
«Когда эти два вещества принимаешь внутрь, то закаляешь свое тело, и это дает человеку возможность не стареть» [3.С.63].
«Сто дней назад ослепший, приняв его, сможет вновь видеть, сто дней больной – исцелится, поседевшие волосы станут опять черными, на месте выпавших зубов вырастут новые» [3.С. 73].
«Старец снова помолодеет так, что его нельзя будет узнать, а молодой человек никогда не состарится» [3.С.78].
«И тогда окажется, что и старец вновь станет способен жить наилучшим образом половой жизнью» [3.С..110].
«Если время задержки довести до тысячи ударов сердца, то и старик помолодеет, с каждым днем становясь все моложе и моложе» [3.С.126].
«Если принимать их три года, то даже глубокий старик станет юношей» [3.С.174].
«Жизнь принимающего это вещество человека продлится, сто болезней исцелятся, рубцы и шрамы исчезнут, седые волосы вновь почернеют, выпавшие зубы вновь вырастут» [3.С.176].
«Дегу из чеснока и топленого масла… удлиняет жизнь людей типа ветра. …Красный перец с медом и маслом…удлиняет жизнь, дает телу дородность, усиливает тепло, является источником жизни для людей [конституции] холода и слизи…Лекарственное масло из плодов миробалана хебула… дает остроту чувствам, укрепляет тело, лечит болезни, вызванные сочетанием всех трех доша. Это наивысшее средство, возвращающее расцвет и зрелость» [4. С. 541]
«Если употреблять эликсир всех девяти, они спасут от девяти болезней, прерывающих жизнь, уничтожат признаки наступающей старости, вернут телу юность шестнадцатилетнего, ловкость тигра, силу буйвола, яркость павлина, быстроту коня чан-ше, жизнь сделают долгой как у солнца и луны» [4.С.542].
В своей работе мы исключили использование содержания многочисленных популярных отечественных и зарубежных изложений, которые согласно заявлениям их авторов претендуют быть учебниками и практическими пособиями по изучению и освоению результатов этномедицины и йоги. Мы исключили из рассмотрения многочисленные публикации, в которых излагаются идеологические, психологические, философские и конфессиональные стороны отдельных авторских интерпретаций, древних и современных. Кроме того, мы не находим содержание напечатанных выше фрагментов из выбранных нами этномедицинских источников достаточно убедительными. Мы считаем, что изложенные в фрагментах заявления и рекомендации нуждаются в тщательной проверке методами, принятыми в современном естествознании. Поэтому, в целях полноты изложения, приведем краткую сводку отдельных результатов современных авторов, в круг научных интересов которых входит решение задачи обратимости биологических процессов.
Известно, что в рамках современных научных представлений задача обратимости биологических процессов может считаться выполненной только при наличии соответствующей доказательной базы. Поэтому, решение задач управления любой системой, включая человеческий организм, может быть найдено в рамках теории управления. Известно, что по теории управления в настоящее время издано большое количество учебников и пособий. Например, пособие В.И. Зубова «Лекции по теории управления» [17], пособие И.Г. Черноруцкого «Методы оптимизации в теории управления» [18] и т.д. Следуя рекомендациям из [18], под моделью объекта управления будем понимать оператор F, связывающий состояние объекта V с его наблюдаемыми входами:
V ═ F ( X,U ). (5)
В нашем случае, оператор модели можно задать алгоритмически, если найдено правило, позволяющее по заданным значениям входных сигналов найти выходные сигналы. При построении оператора модели необходимо определить структуру S оператора F и вектор неизвестных параметров P:
F = (S, P). (6)
В таком случае задача построения структуры S и параметров P оператора модели F является идентификацией в широком смысле. При заданной структуре оператора модели остается определить только вектор неизвестных параметров P, что сводит задачу к задаче идентификации в узком смысле, т. е. задаче параметрической идентификации. При этом, при построении модели (5) динамического объекта может выбираться система обыкновенных дифференциальных уравнений в нормальной форме, правые части которой заданы с точностью до вектора неизвестных параметров P. В этом случае идентификация, т. е. нахождение параметров P осуществляется на основе информации о наблюдениях входов X и выходов V объекта. После получения необходимой информации о состоянии исследуемого объекта формируется функция невязки Ψ выходов модели и объекта, которую можно записать как:
═ (7)
В этом случае решение задачи параметрической идентификации не трудно свести к решению задачи минимизации функционала.
Нам известно, что в настоящее время найдены и опубликованы в работах [5], [9], [10], [11], [12] модели, применение результатов которых позволяет находить оценки различных характеристик человеческого организма, в зависимости от значений входящих управляющих сигналов. По нашим сведениям, одной из первых медицинских работ в данном направлении является работа [13].
Выполним краткую сводку результатов нашей работы.
- Решена задача рандомизации доступных источников, содержащих сведения по этномедицине.
- Впервые в этномедицине использованием найденного решения задачи рандомизации решена задача стратификации: выполнена адресная фрагментация извлеченного материала по обратимости биологических процессов.
- Впервые при решении задач этномедицины применен аналитический аппарат термодинамики и математического моделирования.
- Применением найденных в п. 1, 2, 3 решений намечены пути верификации результатов этномедицины, изложенных в изученных источниках.
По мнению авторов, в процессе изложения работы найден новый подход применение которого позволяет перейти от популярных в настоящее время субъективных экспертных оценок результатов этномедицины к научно обоснованным оценкам, принятым в естествознании.
Литература.
1. Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-Бхашья»). Пер. с санскрита, введ., коммент. и реконструкция системы Е.П. Островской и В.И. Рудого. – М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992.
2. Трактат желтого императора о внутреннем. М.: «ЧИТРА», 2002. – 288 с.
3. Гэ Хун. Баопу-цзы. – Пер. с китайского, коммент., предисл. Е.А. Торчинова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. – 384с.
4. «Чжуд-ши»: Канон тибетской медицины, Перевод с тибетского, предисл., примеч., указатели Д.Б. Дашиева. – М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. – 766 с.
- Минвалеев Р.С. Иванов А.И. Управляемое снижение уровня липидов в сыворотке крови / Межрегиональная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы физиотерапии, курортологии и восстановительной медицины». 5-6 октября 2004 г. Сборник тезисов. СПб. 2004. С. 60-61.
6. Мартынов Б.В. Аюрведа: Мировоззрение и понимание. – М.:Явь, 2002. – 384 с. с ил. – (Знания Востока: источники и течения)
7. Упанишады йоги и тантры. Пер. с санскр. и сост. Б.В. Мартынова. – М.: Алетейа, 1999. – 256 с.: ил.
8. Путь Шивы (Антология древнеиндийских классических текстов). Пер. с санскрита А. Ригина. – К. : Экслибрис, 1994.
9. Минвалеев Р.С., Ноздрачев А.Д., Кирьянова В.В., Иванов А.И. Постуральные влияния на уровень гормонов у здоровых людей. Сообщение 1. Поза «кобры» и стероидные гормоны / Физиология человека, 2004, том 30, № 4, с. 88-92.
10. Иванов А.И., Терешкин С.Н. Нереспираторные функции легких в этномедицинских традициях / Петербургская весна культуры. Третий международный форум. 20-23 мая 2004 г. Сборник докладов. СПб. 2004. С.17-24.
11. Иванов А.И., Терешкин С.Н. Этномедицина: мантры, как система управления «подъемом Кундалини» / Этнолингвокультурология: проблемы и решения. Сборник научных трудов. Под ред. Г.С. Скороспелкиной. – СПб.: САГА, Наука, 2004. С. 216-223.
12. Иванов А.И., Терешкин С.Н. Математическое моделирование концепций этномедицины. Задача Кундалини-шакти. / Североведческие исследования. Научно-методический ежегодник.Материалы Герценовских чтений. Вып. 2. – СПб.: Изд-во Ргпу им А.И. Герцена, 2004. C. 35-39.
13. Тринчер К.С. Теплообразовательная функция и щелочность реакции легочной ткани. Отв. ред. – д.б.н. П.А.Коржуев. М. Издательство АН СССР. 1960. – 107 с.
14. Пригожин И., Кондепуди Д. Современная термодинамика. От тепловых двигателей до диссипативных структур: Пер. с англ. Ю.А. Данилова и В.В. Белого – М.:Мир, 2002. – 461 с., ил. – (Лучший зарубежный учебник)
- Сlausius R. Mechanical Theory of Heat. – London: John van Voorst, 1867.
16. Пригожин И. Введение в термодинамику необратимых процессов. – М., 1964.
17. Зубов В.И. Лекции по теории управления. М.: Главная редакция физико-математической литературы издательства «Наука». 1975. – 495 с.
18. Черноруцкий И.Г. методы оптимизации в теории управления: Учебное пособие. СПб.: Питер. 2004. – 256 с.
Статья опубликована в сборнике:
Этнофилологический анализ текста: проблемы и решения. Сборник научных трудов. Под ред. Г.И. Банщиковой, Г.С. Скороспелкиной.. – СПб.: «Наука», «САГА», 2004. с. 136 – 145.